Европейская обсерватория: ТВ и онлайн-платформы привлекают все больше кинематографистов - «Новости кино»


Весной 2025 года Европейская аудиовизуальная обсерватория / European Audiovisual Observatory опубликовала ежегодный аналитический отчет, посвященный ключевым трендам медиа- и кинорынка.
В исследовании поднимаются такие темы, как копродукция, посещаемость кинотеатров, актуальные источники финансирования для кинопроизводства, проблемы стриминговых сервисов и телевидения, состояние национальных рынков в Европе, доминирование американских компаний и многое другое. Каждая статья снабжена подробной инфографикой и опирается на авторитетные источники.
ПрофиСинема с 2018 года знакомит читателей с ежегодными отчетами Обсерватории. В ближайшие недели мы будем публиковать главы из вышедшего сборника. Новые материалы будут выходить каждую среду.
С 2015 по 2022 год европейскими кинотеатральными и телевизионными / SVOD-фильмами занимались более 31 000 режиссеров и сценаристов
По данным Обсерватории, в период с 2015 по 2022 год более 31 000 кинематографистов написали и / или сняли по крайней мере один европейский кинотеатральный фильм или один европейский ТВ / SVOD игровой проект. При этом около 32% авторов в этот период времени работали и как сценаристы, и как режиссеры.
Однако, если рассматривать этот временной промежуток, только 11% кинематографистов работали как над кинотеатральными проектами, так и над ТВ / SVOD-проектами. Это обусловлено низким уровнем активности сценаристов и режиссеров, многие из которых за указанный период занимались только одним проектом, а также тем, что сценаристы и режиссеры кинотеатральных фильмов перешли в сферу ТВ / SVOD.
Активный рост производства европейских сериалов на ТВ / SVOD с 2015 года привел к тому, что по количеству вакансий для сценаристов и режиссеров эта сфера обогнала кинотеатральный сектор. Данная тенденция только усилилась с пандемией COVID-19, которая ударила по кинотеатральным фильмам гораздо сильнее, чем по телевидению и онлайн-платформам.
Около половины режиссеров из сегмента ТВ / SVOD в какой-то момент сняли кинотеатральный фильм, но при этом постановщики редко возвращаются к работе над кинотеатральными проектами:
Из-за высокой текучести кадров среди режиссеров кинотеатральных фильмов (в период с 2015 по 2022 год режиссером было снято в среднем 1,4 фильма; около 40% кинотеатральных фильмов, выпускаемых каждый год, являются дебютными), что приводит к сложностям при трудоустройстве;- Из-за того, что сфера сериалов на ТВ / SVOD предлагает более постоянную работу, которая подразумевает создание сразу нескольких эпизодов, а иногда и нескольких сезонов;
Также переход к сериалам на ТВ / SVOD дает сценаристам ряд преимуществ:
Cериалы на ТВ / SVOD предполагают больше работы (несколько серий, а иногда и сезонов), и в проектах очень часто задействовано много сценаристов;
- В почти 50% кинотеатральных фильмов задачи по сценарию также выполняет режиссер, но в секторе ТВ / SVOD работа над сценарием гораздо менее связана с режиссурой. Из-за этого в сфере присутствует больше контрактов на написание сценариев.
Бум производства сериалов на ТВ / SVOD не привел к снижению нестабильности в индустрии, поскольку число активных сценаристов и режиссеров в сегменте ТВ / SVOD росло быстрее, чем количество рабочих мест, создавая серьезную конкуренцию.
Гендерное неравенство в производстве игровых фильмов и ТВ-проектов
Европейская обсерватория пристально изучает изменения в гендерном неравенстве в европейской киноиндустрии. Согласно последним данным, в 2023 году доля женщин-профессионалов среди режиссеров, сценаристов, продюсеров, операторов, композиторов и монтажеров составила 24% в кинопроизводстве (по сравнению с 19% в 2015 году) и 28% в производстве игровых ТВ и SVOD-проектов (по сравнению с 20% в 2015 году).
Как для кино, так и для ТВ / SVOD-контента самая низкая доля женщин-профессионалов наблюдается среди операторов (14% и 8% соответственно) и композиторов (12% и 11% соответственно).
Сравнение кино и ТВ / SVOD-продукции с точки зрения гендерного неравенства приводит к интересным выводам. Доля женщин-режиссеров одинакова для обоих типов контента, но в производстве игровых ТВ / SVOD проектов пропорционально больше сценаристов. Например, режиссеры фильмов стали заниматься сериалами, но, в отличие от фильмов, они не взяли на себя сценарные обязанности — из-за этого теперь больше места отведено для женщин в написании сценариев сериалов. Женщины-продюсеры также выиграли от роста рынка сериалов за счет слияния новых продюсерских компаний.
Что касается кинорежиссеров — доля женщин в дебютных фильмах выше (28%), чем в последующих картинах (23%), но все равно остается значительно ниже гендерного паритета.
Причины гендерного неравенства в кинопроизводстве заключаются в базовом неравенстве:
Среди активно работающих кинематографистов в каждой специальности меньше женщин;- Практически на всех должностях женщины-профессионалы менее вовлечены в работу, чем их коллеги-мужчины (например, женщины-сценаристы получили на 30% меньше заказов, чем мужчины-сценаристы в период с 2015 по 2023 год);
- Женщины чаще делят работу с другими специалистами (например, женщина-сценарист с большей вероятностью будет соавтором сценария, чем мужчина-сценарист).