Рауль Гейдаров: «Для человека очень важно находиться на своём месте. И я его нашел» - «Новости кино»


13 августа в рамках фестиваля Окно в Европу, в конкурсе игрового кино пройдет показ дебютного фильма Рауля Гейдарова «День рождения Сидни Люмета», спродюсированного киностудией РОК Алексея Учителя. В интервью режиссер рассказал, как он пришел в профессию и что повлияло на его выбор, насколько автобиографичен его первый фильм, про собственный метод подхода к актерам и съемкам картины, про работу с продюсерами проекта Алексеем Учителем и Анастасией Акопян, а также почему фильм «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета — значимый символ для этой истории и многое другое.
Корреспондент:
Ваш предыдущий короткометражный фильм «Бебиа, бабуа, Анзорик, я и мама» был полностью автобиографичен. Я так понимаю, и в полном метре будет многое из вашей жизни, помимо того, что у вас тоже день рождения 25 июня?
Рауль Гейдаров:
Фильм «День рождения Сидни Люмета» достаточно автобиографичный, потому что многие события и герои были взяты из моей жизни. Некоторые моменты добавлены на этапе сценарной разработки для формирования структуры картины.
Корреспондент:
Ваш герой мечтает стать режиссером, как Сидни Люмет, а как вы пришли в режиссуру и что повлияло на ваш выбор профессии?
Рауль Гейдаров:
Я никогда не грезил работать в этой профессии. По первому образованию я бурильщик. Однажды мы с двумя друзьями решили снять фильм на VHS камеру. У нас были четко обозначены роли: я режиссировал, другой — снимал, третий — играл. После этого у меня появилась мысль попробовать поступить на режиссерский факультет. Это абсолютная случайность, кино вошло в мою жизнь именно таким образом. И только когда я стал учиться, понял, что это и правда мое дело.
Корреспондент:
А как возникло название фильма — почему вы решили акцентировать внимание именно на дне рождения? И расскажите о работе над сценарием.
Рауль Гейдаров:
День рождения Сидни Люмета — это день рождения режиссера как такового. Творческое начало в человеке часто рождается через определенный путь. И чаще всего этот путь очень сложный. И у главного героя он непростой.
Идея фильма появилась на фестивале Киношок в Анапе, где мы познакомились со сценаристом Лидией Ярцевой, с ней же и работали совместно над сценарием. Поэтому кинофестивали, несомненно, очень важны, благодаря им творческим людям удается познакомиться друг с другом и создавать проекты.
Во время работы с Лидией я рассказал ей про разные события своей жизни, и она помогла мне сформировать структуру. Мы постоянно обменивались мнениями о том, какой должна быть эта история. И стали писать. В итоге у нас получилось теплое и доброе кино, но одновременно с этим эмоциональное и драматичное.
Корреспондент:
Многие отмечают, что работа над сценарием зачастую занимает больше времени и сил, чем сами съемки. Как сложилось у вас?
Рауль Гейдаров:
В начале сентября 2023 года был объявлен конкурс на получение субсидий в Минкульте. На тот момент оставалось меньше месяца на написание сценария. Поэтому у нас был стимул, мы написали сценарий достаточно быстро, потому что уже была для него основа.
Корреспондент:
На питчингах, представляя свой фильм, вы отмечали, что в первую очередь это драма взросления о том, как стать человеком вопреки всему. В этом главный посыл истории?
Рауль Гейдаров:
В кино для меня очень важны эмоции и чувства. Смотря сейчас фильм, который у нас получился, могу сказать, что он о любви. Картина о том, что надо любить эту жизнь и сохранять в себе любовь по отношению к миру, людям.
Отчасти то, о чем мы говорили на питчинге, прослеживается в фильме, особенно в конце, когда становится понятно, что, пройдя через все эти события, главный герой не обозлился и не обиделся ни на кого, и в его душе осталась теплота. Я думаю, каждый зритель поймет сам для себя, про что это кино.
Корреспондент:
Ваша предыдущая короткометражная работа «Бебиа, бабуа, Анзорик, я и мама» также полна драматических и грустных событий, но и наполнена добротой, любовью и юмором. В вашем новом фильме насколько вы тоже пытались уравновесить происходящие события, чувства, эмоции?
Рауль Гейдаров:
Отчасти два этих фильма похожи, потому что в них есть грузинская семья, юг и ощущение некоторой сказочности. В фильме «День рождения Сидни Люмета» больше остроты и меньше юмора, чем в «Бебиа, бабуа, Анзорик, я и мама», потому что главным героем выступает не маленький ребенок девяти лет, а уже семнадцатилетний парень, у которого свои проблемы и сложные взаимоотношения с матерью.
Корреспондент:
В фильме поднимается вопрос того, что важно для режиссера. Так ли ему нужно набраться опыта, чтобы идти в профессию, или все-таки важна наблюдательность и какие-то другие качества?
Рауль Гейдаров:
Я считаю, что возраст, опыт, насмотренность — это не показатели того, что человек может быть режиссером. Человек может поступить в институт и в 17 лет, став при этом прекрасным режиссером. Все индивидуально, но самое важное — эмпатичность к миру, интуиция и, наверное, особая предрасположенность.
Это необычная профессия, куда могут попасть самые разные люди, из разных мест, социальных сословий, и тем она и прекрасна, потому что каждый из этих людей может рассказать уникальную историю о том, как он видит этот мир.
Корреспондент:
Кто исполнил роли в фильме? Удалось ли снять его в соответствии с дримкастом? В одном из интервью вы сказали «если режиссер ошибется при выборе актера на главную роль, ничего не получится, даже если все остальное будет сделано круто».
Рауль Гейдаров:
Главную роль Дато исполнил Артем Кошман, Мариэтта Цигаль-Полищук сыграла роль его мамы, Джульетта Степанян — бабушки, Ян Гахарманов — дяди, Нодар Сирадзе — бандита. Я доволен кастингом и артистами, которых мы выбрали на главные и второстепенные роли. Во всем помогала кастинг-директор Екатерина Малютина. Мы искали артистов по всей стране: Северная Осетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия. Например, актрису на роль бабушки мы вообще привезли из Армении, так как в России не смогли найти подходящую кандидатуру.
Корреспондент:
У каждого режиссера свой метод работы с актерами. Какие основные принципы вы используете в работе с актерами?
Рауль Гейдаров:
Я люблю, когда все смотрится очень естественно. Я часто говорил актерам, чтобы они играли от себя, делали это проще и легче. Еще это связано с тем, что я очень люблю диалоги и внимательно к ним отношусь. Когда пишу сценарий, всегда все фразы проговариваю, чтобы понять, насколько естественно они звучат. С каждым актером мы в первую очередь говорим не о том, как нужно сыграть роль, а о том, что у этого героя за судьба, какой он, что у него внутри. Актерам нужно дать больше информации о внутреннем мире персонажа, чтобы он почувствовал его.
Профессия режиссера, мне кажется, в целом довольно интуитивная. Обычно я понимаю, подходят актер или нет, уже на следующий день. Нужно просто прислушиваться к своим ощущениям, к тому, что ты чувствуешь после встречи с ним. По такому же принципу я набираю команду, ставя на первое место не профессионализм и опыт, а именно эмоциональную связь. Если она есть, тогда каждый человек дает больше, чем может, потому что у всех есть большой потенциал и в случае подходящих условий и хорошего взаимопонимания, они раскрываются как цветы.
Полный метр — это долгая дистанция, поэтому важно работать с людьми, находящимися на одной волне с тобой.
Корреспондент:
По сюжету главный герой и бабушка смотрят фильм «12 разгневанных мужчин», но у Люмета много других знаковых фильмов. Изучали ли вы отдельно его творчество? И, как вы считаете, что делает Сидни Люмета одним из величайших режиссеров в истории кино?
Рауль Гейдаров:
Сюжетно «12 разгневанных мужчин» не влияет напрямую на персонажей нашего фильма и историю. Эта картина, скорее, важна как символ. Я считаю, что Сидни Люмет очень значимый режиссер для мирового кинематографа. Его фильмы очень четко выстроены и подкреплены сильными сценариями и впечатляющими актерскими работами. В книге «Как делается кино» Сидни Люмет раскладывает всю работу режиссера по полочкам. Мне эта книга очень помогала, когда я учился во ВГИКе. Помимо «12 разгневанных мужчин», я ещё очень люблю «Собачий полдень». Прекрасный фильм.
Корреспондент:
В чем актуальность творчества как Люмета, так и других режиссеров прошлого столетия для современного зрителя?
Рауль Гейдаров:
Мне кажется, люди раньше были более цельными, чем сейчас. Классическое кино на то так и называется, что ты смотришь его и учишься. Если говорить про нас, творческих людей, кто занимается кино, очень полезно смотреть эти фильмы, ведь на них можно не только ориентироваться, но и заимствовать что-то из них, подражать в чем-то, как бы плохо это ни звучало.
Кино — это отражение времени, мыслей, эпохи, чувств, настроения и менталитета. Можно сказать, что кинематограф представляет из себя портал, через который можно прыгать в разные временные отрезки, события, ситуации и т.д. После просмотра классических фильмов приходит понимание, что на самом деле мы и все наши проблемы во многом схожи. В этом и заключается ценность кино как вида искусства.
Корреспондент:
Какие фильмы или люди оказали наибольшее влияние на формирование вашего собственного авторского стиля?
Рауль Гейдаров:
В первую очередь хочу выделить фильмы: «Солнце неспящих» Темура Баблуани, «Тема» Глеба Панфилова, «Вкус вишни» Аббаса Киаростами, «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана, «Однажды в Америке» Серджио Леоне, фильмы Георги Данелии и Ильи Авербаха.
Мне нравится разное кино: авторское и зрительское, быстрое и медленное, веселое и грустное. Если говорить в целом, то я люблю кино про людей, их судьбы, истории. «Солнце неспящих» — это хороший пример трагикомедии, где смешное сочетается с грустным. Этот фильм про гуманизм, про веру в жизнь, про то, как жить, оставаясь человеком. «Вкус вишни» — это медленное иранское кино про то, как поверить в эту жизнь, найти этой жизни оправдания, когда ты близок к смерти, и как опять за нее зацепиться. Картина «Тема» — мне до сих пор сложно сказать, о чем она, но я очень сильно ее чувствую.
Корреспондент:
В какой стилистике будет выполнен проект «День рождения Сидни Люмета»? На что вы в первую очередь ориентируетесь?
Рауль Гейдаров:
При создании картины «День рождения Сидни Люмета» мы с оператором ориентировались на картину Валентина Серова «Девочка с персиками». Это был референс для всех: оператора, звукорежиссера, актеров и колориста. По какому-то ощущению. Когда стали уже работать с оператором, мы по цвету и свету отталкивались от фильмов Аличе Рорвахер, от современного итальянского кино и немного от картины «Солнце мое» Шарлотты Уэллс. У нас получилось воздушное акварельное кино, нарисованное нежными зелеными, желтыми и оранжевыми красками.
Корреспондент:
Продюсерами проекта выступают Алексей Учитель и Анастасия Акопян, а художественным руководителем Александр Котт. Расскажите, как складывалась работа с ними? Насколько вы чувствовали их поддержку?
Рауль Гейдаров:
Работа с продюсерами и художественным руководителем складывалась очень хорошо. Алексей Ефимович помогал во всем, начиная со сценария, кастинга и заканчивая монтажем. Мы обсуждали каждого актера, потому что, когда ты делаешь кино про семью, то самое главная сложность — это актерский ансамбль.
Анастасия Акопян тоже очень сильно помогала, в частности, с организацией экспедиции по Ставропольскому краю, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Геленджику и Санкт-Петербургу. Для дебютного кино это довольно сложная задача. Много актеров мы везли из Москвы, Армении, Северной Осетии, потому что нам было необходимо собрать настоящую семью, и все это получилось благодаря продюсерам.
Мой мастер Александр Котт, который учил меня на протяжении пяти лет, помогал и при создании фильма, за что ему очень благодарен.
Корреспондент:
Фильм уже пополнил программу фестиваля Окно в Европу, с чем я вас поздравляю. Ваша короткометражная картина «Бебиа, бабуа, Анзорик, я и мама» несколько лет назад, в 2022-23 годах, победила на многих кинофестивалях. Какую роль, по вашему мнению, играют фестивали в развитии кинематографа? И хотели ли бы вы, чтобы у «День рождения Сидни Люмета» была долгая и успешная фестивальная судьба?
Рауль Гейдаров:
Фестивали — это отличная площадка, особенно для режиссеров, которые только начинают свой путь в кино. Это возможность знакомства с другими режиссерами, сценаристами, авторами. Все это очень полезно для нас, потому что мы представляем сообщество людей, занимающихся одним делом. Также ценность кинофестивалей заключается в том, что можно увидеть работы коллег. Есть такая фраза «Ты — это то, что ты ешь», поэтому можно сказать, что «Ты — это то, что ты смотришь». Чем сильнее ты вкладываешься в кино, тем больше внутри тебя рождается мыслей и идей.
Будет замечательно, если мы покажем наш фильм на разных фестивалях. Кино должно попадать на большой экран и только спустя некоторое время на платформы, но для начала оно должно «пожить» в кинотеатрах.
Корреспондент:
Учитывая, что вы стараетесь смотреть современное отечественное кино, то как оцениваете его?
Рауль Гейдаров:
Я думаю, что в авторском российском кино все хорошо. Я часто ходил на показы короткого метра, когда учился во ВГИКе. Например, на ВГИКовский фестиваль, Послание к человеку, ММКФ и другие. На каждом из них были показаны работы высокого уровня. Мне кажется, что порой даже студенческое кино сильнее, чем взрослое и профессиональное, потому что через него можно почувствовать, насколько у режиссеров горят глаза. Задача начинающего режиссера и в целом творческого человека — сохранить вот этот порыв, который был дан тебе в университете. У меня были прекрасные мастера: Александр Котт, Владимир Котт, Анна Фенченко, Владимир Фенченко и другие. Это как маленький Хогвартс, в котором преподаватели показывали нам прекрасные фильмы, учили нас режиссуре и самое главное — дали профессию.
Для человека очень важно находиться на своём месте. И я его нашел. И я думаю, что мне очень повезло, что у меня был ВГИК, что мне дали возможность снять полный метр, и что кино стало для меня — смыслом жизни, а самое главное, что на всём этом пути меня окружали прекрасные люди, которые верили в меня и поддерживали. За что им всем огромное спасибо!