Удочка и рыба: насколько эффективна господдержка российского кинопроизводства - «Новости кино»


Значительная доля российских фильмов, выходящих в отечественных кинотеатрах, создана при поддержке Фонда кино и Министерства культуры. Система субсидий помогла отрасли восстановиться после десятилетий постперестроечного безвременья — тем не менее, пока что индустрия остается на игле государственных средств, без которых кинопроизводство в стране вновь перестанет существовать. В разгар летних питчингов портал ПрофиСинема проанализировал окупаемость фильмов, снятых с привлечением государственных денег.
В выборку вошла статистика по кассовым сборам и окупаемости игровых и полнометражных анимационных фильмов, рассчитанных на кинотеатральный прокат и получивших в 2021-2023 годах субсидии от Министерства культуры и Фонда кино, которые составили около 30 млрд рублей (5,5 млрд в 2021, 12,1 млрд в 2022, 11,6 млрд в 2023).
Всего подобную поддержку хотя бы раз получали 264 проекта. В подавляющем большинстве случаев деньги выдавались на безвозвратной основе — лишь у пяти картин государственное финансирование включало в себя долю возвратных средств.
Из фильмов, вошедших в выборку, 111 поддерживал Фонд кино по следующим программам: 33 — поддержка лидеров, 52 — иных кинокомпаний, 26 — семейного кино и авторской анимации. Средняя безвозвратная субсидия Фонда кино по линии лидеров кинопроизводства составила 407 млн рублей, иных компаний — 172 млн, семейного кино и авторской анимации — 176 млн.
Министерство культуры выдавало субсидии 153 картинам по программам поддержки дебютов, картин социально значимой тематики, фильмов для детей и юношества, авторских и экспериментальных работ, фильмов на завершающей стадии производства, а также проектов в миноритарной копродукции с Россией. В среднем субсидия ведомства составила 58,6 млн рублей.
В эти показатели не включены случаи повторного получения субсидии одним и тем же фильмом.
За указанный период пять проектов получали госсредства трижды: «Бременские музыканты» (2022 дважды, 2023), «Финист. Первый богатырь» (2022, 2023 дважды), «Сто лет тому вперед» (2021, 2022 дважды), «Кракен» (2021, 2022, 2023), «Литвяк» (2022, 2023 дважды). Еще тридцать пять проектов в 2021-2023 гг. получали субсидии дважды. Каждый такой фильм учтен в приведенной статистике по одному разу.
К дате публикации данной статьи в кинотеатральный прокат вышло 113 проектов из первоначальной выборки — остальные фильмы либо выйдут позже и имеют заявленную дату релиза, появились сразу на стриминговых платформах, либо все еще находятся в производстве и пока не имеют объявленных сроков выпуска (в том числе 11 картин, по которым не удалось найти никакой информации).
На сегодняшний день по 97 лентам (48 — Фонд кино, 49 — Минкульт) имеются официальные данные по объемам их производственного бюджета и доле в нем субсидий. Из них окупившимися можно считать всего 12 проектов (12%).
Окупившиеся в кинотеатральном прокате фильмы из поддержанных в 2021-2023 гг. Фондом кино и Минкультом
Фильм / Кинокомпания / Дата релиза
Программа поддержки (год получения)
Возвратные / Безвозвратные средства
% поддержки от бюджета
Бюджет
Сборы
Окупа
емость*
Чебурашка /
ВБД Груп / 01.01.2023
Фонд кино: семейное кино и авторская анимация (2021, 2022)
361002855
42.5
849631173
6787240760
3,59
Холоп 2 /
ВБД Груп / 01.01.2024
Фонд кино: лидеры
(2022, 2023)
150000000 / 300000000
58.6
768006277
3842888835
2,25
По щучьему велению /
СТВ / 26.10.2023
Фонд кино: семейное кино и авторская анимация (2021, 2022)
350000000
53.0
660000000
2490714879
1,70
Волшебник Изумрудного города /
ЦПШ / 01.01.2025
Фонд кино: лидеры
(2022 (дважды))
630000000
64.3
979347501
3345530448
1,54
Лед 3 /
Арт Пикчерс / 14.02.2024
Фонд кино: лидеры
(2022, 2023)
250000000
41.7
600000000
1856036847
1,39
За Палыча (За ВДВ) /
Викинг-СТ / 27.07.2023
Фонд кино: иные (2022)
92600000
95.8
96665844
296954625
1,38
Там,где танцуют стерхи / Сайсары Синема / 25.04.2024
Минкульт: игровые проекты (2023)
5000000
54.0
9262872
26740097
1,30
Бременские музыканты /
ТриТэ / 01.01.2024
Фонд кино: лидеры (2022 дважды, 2023)
700000000
63.6
1100000000
3036143018
1,24
Поехавшая /
ВБД Груп / 08.03.2023
Фонд кино: лидеры (2022)
30000000 / 105000000
67.9
198958919
524425078
1,19
Руки вверх /
ВБД Груп / 10.10.2024
Фонд кино: лидеры (2023)
200000000
51.3
390000000
968154488
1,12
Финист. Первый богатырь /
ВБД Груп / 01.01.2025
Фонд кино: лидеры (2022, 2023 дважды)
500000000
41.7
1200000000
2741153410
1,03
Вызов /
Старт Студио / 20.04.2023
Фонд кино: иные
(2021, 2022)
500000000
52.8
946570006
2140581588
1,02
*Окупаемость фильма рассчитывалась по следующей формуле: (кассовые сборы / 2*0,9) / производственный бюджет. Доля производителя после вычета средств, оставленных кинотеатрам и дистрибьютору, делилась на стоимость создания картины.
Получателем субсидии у 5 из 12 окупившихся картин числится компания ВБД Груп. Также ее проекты заняли первые две строчки в рейтинге. Всего в выборку вошло шесть лент компании, лишь одна из которых не смогла перекрыть производственный бюджет кинотеатральными сборами.
Только одна лента, показавшая коэффициент окупаемости выше единицы, была поддержана Минкультом — якутская драма «Там, где танцуют стерхи» Михаила Лукачевского. Она заработала 26,7 млн рублей при бюджете 9,26 млн. Подавляющая доля ее сборов (98%) приходится на якутские кинотеатры.
Остальные окупившиеся фильмы сделаны при поддержке Фонда кино. У 48 подобных картин из выборки средняя субсидия составила 269 млн рублей, ее средняя доля в производственном бюджете — 56%.
Компаниями, входящими в список лидеров отечественного кинопроизводства, сделаны 9 проектов из 12. Всего в рейтинге окупившихся проектов фигурируют пять таких организаций (в 2025 году к лидерам относится девять производителей). Оставшиеся три позиции заняли ленты от Викинг-СТ, Сайсары Синема и Старт Студио.
По всем 97 фильмам из выборки в среднем продюсерам удавалось возвращать лишь треть производственного бюджета за счет кинотеатрального проката: среднее значение их окупаемости составляет 0,35. Медианное — и того ниже: 0,13.
У фильмов с субсидиями Фонда кино результаты чуть лучше, но оптимистичными их не назовешь: 0,6 — среднее значение, 0,36 — медианное.
Для проектов, созданных при поддержке Минкульта, эти показатели пессимистичны: 0,1 — среднее значение, 0,01 — медианное.
Окупаемость проектов, получивших поддержку Минкульта в 2021-2023 гг. по итогам кинотеатрального проката (Топ-10)*
Фильм / Кинокомпания / Дата релиза
Год получения поддержки
Безвозвратные средства
% поддержки от бюджета
Бюджет
Сборы / Зрители
Окупа
емость
Там,где танцуют стерхи /
Сайсары Синема /
25.04.2024
2023
5000000
54.0
9262872
26740097 / 85090
1,30
Я медведь /
Инфинити контент /
01.02.2024
2022
70000000
56.2
124558976
171044837 / 619435
0,62
Страсти по Матвею /
Кью Эс Филмс /
19.10.2023
2021
30000000
50.0
60000000
80573067 / 263057
0,60
Дыхание /
ВБД Груп /
22.06.2023
2021
70000000
58.3
120000000
114090464 / 401684
0,43
9 секунд /
Каро Продакшн /
26.09.2024
2022
80000000
69.6
115000000
71532337 / 252180
0,28
Юра дворник /
Дудка Филмс /
04.05.2023
2022
45000000
53.6
84000000
51891205 / 177376
0,278
Митя из созвездия Барракуда (Пираты галактики «Барракуда») / Р Медиа /
22.08.2024
2022
90000000
70.0
128600000
64467675 / 244278
0,23
Золото Умальты /
ТПО «СДФ» /
04.04.2024
2022
80000000
66.7
120000000
54143275 / 163562
0,20
Чижик-Пыжик возвращается / Киностудия им. М. Горького / 31.08.2023
2021
70000000
70.0
100000000
40984092 / 198356
0,18
Как я встретил её маму / Киностудия им. М. Горького / 09.05.2024
2022
100000000
66.7
150000000
50577289 / 152517
0,15
*Окупаемость считалась по аналогичной формуле
Из 49 картин, получивших субсидии в 2021-2023 гг., вышедших в прокат, и по которым есть данные о производственном бюджете, лишь одну можно считать окупившейся.
В среднем субсидия ведомства картинам из выборки составила 52 млн рублей, среднее значение ее доли в бюджете произведенных фильмов — 61%.
***
Конечно, окончательная окупаемость картин зависит и от их успехов на вторичных рынках: в том числе, от продаж прав за рубеж, на стриминги и телевидение…
Кроме того, не стоит забывать о значительной доле средств со стороны Фонда кино и Минкульта, выделяемых без условия их возврата. Если вычесть из стоимости производства фильмов сумму их безвозвратных субсидий, то доля окупившихся картин за счет кинотеатрального проката на домашнем рынке увеличится более чем в два раза: до 28 из 97 (28,5%), в число которых войдет семь фильмов, поддержанных Министерством культуры (среди них три — дебюты, получившие стопроцентное финансирование).
Однако даже этот показатель свидетельствует о крайне слабой степени развития конкурентного рынка кинопроизводства в России. Существующие механизмы поддержки позволяют индустрии сохранять активность, однако вряд ли имеет смысл говорить о ее устойчивом росте и тем более — хотя бы частичной самоокупаемости. Проводя аналогии с известной поговоркой, приходится заключить, что пока что кинокомпаниям дают скорее рыбу, нежели удочку.
Средства, выделяемые государством на поддержку кинопроизводства, растут, порой обгоняя изначальные планы.
На 2024 год государственная поддержка кинематографа превысила бюджет 2023 года и составила 16,2 млрд рублей.
В 2025 государство планировало увеличить поддержку кинопроизводства до 40 млрд (включая финансирование ИРИ, Роскино и национальных фильмов, направленных на укрепление духовно-нравственных ценностей, распространяемых в кинотеатрах, на телевидении и в интернете.).
Подобный рост обусловлен в том числе необходимостью увеличения числа выпускаемых проектов на фоне санкций и официального отсутствия в отечественных кинотеатрах голливудских блокбастеров. Однако, дополнительные средства скорее лишь перекрывают инфляцию, с которой столкнулись кинопроизводители, и вряд ли способствуют значительному количественному скачку выпускаемых российских фильмов. Кроме того, большинство отечественных картин остаются неизвестны или неинтересны аудитории, о чем свидетельствуют результаты проката российского кино на российских кинотеатральных экранах и средние показатели его окупаемости.
С одной стороны, в последние годы растет число картин-миллиардеров, с другой — выручка кинотеатров увеличивается скорее за счет увеличения цены на билеты, а не роста посещаемости. С 2023 по 2024 годы число зрителей выросло на менее чем 1% с 126 млн до 127,33 млн человек. При этом средняя цена билета за те же годы выросла с 309 до 364 рублей, а по первым пяти месяцам 2025 составила уже 432 рубля. Многие ленты-рекордсмены, превосходя по сборам проекты прошлых лет, уступают им по числу зрителей. Например, «Холоп 2» от ЦПШ обогнал первую часть ленты по сборам (на 25%), но заметно уступил ей по числу зрителей (на 18%), а «Бременские музыканты» от ЦПШ собрали практически аналогичный бокс-офис с «Движением вверх» от того же ЦПШ (2017), хотя в кинотеатральном прокате их посмотрело в полтора раза меньше зрителей.
Далеко не все картины, показавшие низкое соотношение сборов к затраченным средствам, можно охарактеризовать как неудачные с точки зрения художественного или зрелищного потенциала. Отчасти их неудовлетворительные финансовые результаты обусловлены отсутствием маркетинга. Культура и механизмы продвижения фильмов, за спиной которых не стоят государственные медиахолдинги — один из наиболее критичных незакрытых гештальтов отечественной индустрии.
Ограниченность проката российских фильмов отчасти компенсируется за счет фестивального движения. Так из 153 картин, поддержанных Минкультом в 2021-2023 годах, премьера 69 фильмов состоялась на ведущих отечественных и зарубежных фестивалях. Чаще всего площадкой первого показа этих картин становились смотры ММКФ (15), Окно в Европу (13) и Маяк (12). Также фильмы, созданные с субсидиями Министерства, попадали в программы Короче (8), Зимнего (5) и Духа огня (4).