Европейская обсерватория: состояние креативного сектора в Евросоюзе - «Новости кино»

В начале октября Европейская аудиовизуальная обсерватория опубликовала новый отчет, в котором рассматривается положение креативных профессий в странах Европейского союза.
В культурных и творческих секторах Европы работают 7,7 млн человек — это 3,8% от общей занятости в Евросоюзе. По оценкам, из них 1,7 млн заняты в сферах творчества, искусства, журналистки и лингвистики. Однако фактическое число лиц, участвующих в креативных сферах, вероятно, намного выше, поскольку некоторые подсекторы (например, видеоигры) и профессии (например, менеджеры культурных центров) не включены в эти цифры по методологическим причинам.
Почти каждый третий специалист в креативной сфере — самозанятый, что более чем в два раза превышает средний показатель по Евросоюзу в других видах деятельности.
В 2019 году около 47% специалистов в сферах искусства и развлечений имели высшее образование, а 32% — среднее. Исследование показывает рост числа работников с высшим образованием в секторах креативной, художественной и развлекательной деятельности (74%). При этом в секторе ТВ-вещания этот показатель увеличился на 36%, а в секторе киноиндустрии — на 30%.
Распределение доли занятых в соответствующих аудиовизуальных секторах по полу и уровню образования в 2019 году демонстрирует преобладание мужчин в сферах кино, видео и ТВ-вещания.
Многие из 7,7 млн специалистов креативного сектора в ЕС сталкиваются с нестабильными условиями труда. Эти проблемы во многом обусловлены широким распространением самозанятости и временных контрактов, которые часто не предусматривают надлежащей социальной защиты, такой как медицинское и пенсионное страхование.
Согласно данным опроса 2024 года, 68% специалистов креативного сектора сообщили о наличии у них более одной работы, причем 34% из этих вторых работ были за пределами культурной сферы.
О полноценной занятости сообщили только 15% респондентов, фрилансеров же в креативной среде оказалось почти в три раза выше — 42%.
Мобильность является основополагающим аспектом творческой работы, которая напрямую способствует развитию карьеры. В 2024 году 53% специалистов аудиовизуального сектора работали за рубежом. Однако, работники креативного сектора часто сталкиваются с препятствиями, связанными с административными процедурами, включая заявки на финансирование, международное налогообложение, организацию поездок и доступ к социальным услугам, что мешает им в полной мере воспользоваться возможностями мобильной деятельности.
В культурной среде по-прежнему значительную долю занимают работники старше 65 лет (4% от всех работников культурного сектора), что выше, чем в большинстве других сфер. Молодые специалисты часто соглашаются на неоплачиваемую работу, а стажировки становятся отправными точками для налаживания связей и получения практического опыта в сфере кино, телевидения и музыки. Правда, подобная стратегия это может привести к краткосрочной, непостоянной занятости.

80–90% авторов в сфере кино, телевидения и/или документального кино, работают по временным контрактам. Более того, 55,1% режиссеров и 49,4% сценаристов сообщают, что по крайней мере в течение одного года из последних пяти лет они не занимались производством аудиовизуального контента, что подчеркивает высокую распространенность в сфере длительных периодов бездействия или неоплачиваемой деятельности. При этом 42% сценаристов и 34% режиссеров имеют вторую оплачиваемую работу вне киноиндустрии.