Алексей Учитель: «Я жил с идеей фильма о Шостаковиче около пяти лет» - «Интервью» » Новости шоу-бизнеса

Новости кино


В мире кинематографа всегда есть что-то захватывающее, и этот месяц не стал исключением. В апреле 2025 года на экраны вышли несколько долгожданных фильмов, которые обещают стать хитами.

Первым в списке стоит отметить научно-фантастический триллер “Парадокс времени”, который уже собрал множество положительных отзывов за свою оригинальную сюжетную линию и впечатляющие визуальные эффекты. Режиссеру удалось создать уникальную атмосферу, которая держит зрителя в напряжении до самого конца.

Еще одной премьерой стал анимационный фильм “Приключения в цифровом мире”, который завоевал сердца как детей, так и взрослых. Этот фильм удивляет своей яркой графикой и увлекательным сюжетом, рассказывающим о приключениях группы друзей в виртуальной реальности. Также стоит обратить внимание на драму “Тени прошлого”, которая глубоко затрагивает темы семьи и прощения. Фильм уже получил признание критиков за сильные актерские работы и эмоциональный сценарий. Кинолюбители определенно не останутся равнодушными к этим новинкам!
Новости шоу-бизнеса » Новости кино » Алексей Учитель: «Я жил с идеей фильма о Шостаковиче около пяти лет» - «Интервью»

Алексей Учитель: «Я жил с идеей фильма о Шостаковиче около пяти лет» - «Интервью»

Алексей Учитель: «Я жил с идеей фильма о Шостаковиче около пяти лет» - «Интервью»
Новости кино
13:30, 07 октябрь 2025
0
0
Кинолюбители определенно не останутся равнодушными к этим новинкам! В таком случае добро пожаловать на наш сайт!.

Алексей Учитель: «Я жил с идеей фильма о Шостаковиче около пяти лет» - «Интервью»


В Москве продолжаются съемки нового масштабного фильма Алексея Учителя с рабочим названием «Шум времени» о композиторе Дмитрии Шостаковиче. Главный редактор портала ПрофиСинема Нина Ромодановская поговорила с режиссером о ходе съемок, о каких главных темах из жизни музыкального гения он желает поговорить со зрителем, о кастинге и работе с актерами, о его уникальном авторском методе, а также о студентах, фестивале Послание к человеку и проектах и планах киностудии РОК.
Нина Ромодановская:

Главный и первый вопрос, конечно, о вашем новом фильме «Шум времени» о композиторе Дмитрии Шостаковиче. Вы отмечали, что готовили проект более трех лет, почему вы изначально пришли к идее рассказать эту историю? И, наверное, основная проблема, как из всего этого огромного объема материалов о композиторе вычленить что-то, что бы вошло в фильм. Как вы принимали для себя решение, о чем вы будете снимать кино?

Алексей Учитель:
Готовился к проекту и жил с этой идеей даже больше — около пяти лет. А к разработке сценария приступили три года назад. 
Когда мы говорим о Шостаковиче, вопрос о том, что должно войти в сценарий, а затем и в фильм — одновременно самый простой и самый сложный. В кино невозможно уместить всю жизнь композитора, даже если снимать сериал. Начиная с детства и до самой смерти в его жизни было колоссальное количество событий, поворотов, связанных и с его близкими, и с профессией, и с болезнями, и, конечно, с любовью. На долю Шостаковича выпало слишком много испытаний, и из этого объема материала создать сценарий оказалось непросто.
Мы опустили многие факты из его жизни, особенно связанные с детством, хотя среди них есть блестящие эпизоды, ведь именно тогда музыкальный дар Шостаковича стал впервые проявляться. Одним поздним вечером, когда будущему композитору было около 5 лет, его родители заметили, как маленький Митя стоит, прижавшись ухом к стенке, за которой звучал соседский квартет. У него с детства был поразительный музыкальный слух. Многие работавшие с ним в разное время дирижеры признавались, что на репетиции он всегда мог с точностью сказать, кто из сотни музыкантов фальшивил, когда и какую ноту не взял.




Нина Ромодановская:

Расскажите, какой стратегии вы придерживались при отборе эпизодов?


Алексей Учитель:
Главное — определиться, какому пути следовать. Я уже не раз отмечал, что это не будет байопик в чистом виде, это будет история любви. Очень многие творческие люди подпитываются и в жизни, и в творчестве именно этим чувством. 
Дмитрий Дмитриевич был женат трижды. Первая жена — астрофизик Нина Варзар, с которой у них было двое детей: Галина и Максим, ставший впоследствии известным дирижером. После смерти Нины Шостакович познакомился с Маргаритой Кайновой, работницей ЦК ВЛКСМ, и, не колеблясь, внезапно для всех предложил выйти за него замуж. Этот брак продлился недолго, она была бесконечно далека от творчества мужа. А вот с его третьей женой Ириной Антоновной я несколько раз встречался. У них была большая разница в возрасте, но их союз был очень гармоничным и прочным. Это можно назвать истинной любовью и привязанностью.
Ирина Антоновна, прочитав сценарий, все-таки выразила беспокойство о том, нужно ли снимать кино о Шостаковиче, но при этом все равно осторожно поинтересовалась, кто будет ее играть. Снимая кино, я больше всего опасаюсь задеть чувства родственников, это самый тонкий и щепетильный момент. Ведь фильм — это отчасти вымысел, притча о гении; история, которую необходимо прожить в первую очередь эмоционально. 
Нина Ромодановская:

Какие периоды его жизни вы планируете охватить в своей картине? Наверняка многие пласты жизни композитора не войдут в сюжет, от чего вам пришлось отказаться?

Алексей Учитель:
В фильме будет отражено три периода жизни Шостаковича. Сначала молодость — это большой и подробный блок, потом — резкий переход на 70-е, это уже последние годы жизни композитора. Шостакович был в Америке на гастролях, и там ему поставили диагноз БАС (боковой амиотрофический склероз) — это страшная, неизлечимая болезнь, которая со временем приводит к утрате двигательных функций. 
Еще один период будет охватывать 1948–1953 годы. От постановления партии правительства, где Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна и ряд других композиторов  обвинили в формализме и прочих «грехах», до окончания сталинской эпохи. И вот здесь важно упомянуть еще одну символичную историю, о которой мало кто знает. В день смерти Сталина не стало и Прокофьева. И все дни, пока шло прощание с вождем, было невозможно вынести гроб с телом композитора из квартиры. Поэтому придумали переправлять гроб на тросах по крышам в другой дом, специально для этого вызвали работников Большого театра. Это мощнейший эпизод с самым активным участием Дмитрия Дмитриевича, и он обязательно войдет в картину. Современные технологии позволяют многое сделать при помощи графики, но мы подходим к съемке максимально честно.



Нина Ромодановская:

Вы уже отметили, что это будет история-притча. Если это притча, то расскажите, какова она будет по структуре и воплощению, о каких главных темах из жизни музыкального гения хотите поговорить со зрителем?  

Алексей Учитель:
Личная жизнь, неважно, в каких аспектах, безусловно, связана с творческими победами или, наоборот, поражениями. Без любви, страданий, потерь, воодушевления и других чувств невозможно обойтись в кино. В биографии Шостаковича есть момент, когда он так и не дошел до Дворца бракосочетаний в назначенный день свадьбы с Ниной. Стоял за углом и не мог сделать ни шага. Спустя некоторое время, когда Нина его простила, они все-таки зарегистрировали брак. Какие чувства остановили его в тот момент — тайна.
Некоторые вещи из жизни Шостаковича кажутся экстравагантными, но для меня важно их показать, потому как они повлияли на его поистине неординарное творчество. 
Впервые резкой критике Шостакович подвергся после редакционной статьи 1936 года «Сумбур вместо музыки», которая в пух и прах разнесла его оперу «Леди Макбет Мценского уезда». Говорят, текст статьи писал чуть ли не лично Сталин. И по тем, и по нынешним временам, эта опера — очень смелое, сложное произведение, с потрясающей музыкальной и визуальной подачей. Она с успехом шла и за рубежом, и у нас в стране более двух лет, но после того, как ее посмотрел Сталин и вышла злополучная статья в «Правде», оперу «прикрыли». После этого Шостакович не писал ничего подобного.
Нина Ромодановская:

Ведущие роли в фильме исполняют Олег Савцов, Евгений Цыганов, Лев Зулькарнаев, Полина Цыганова, Дарья Балабанова и другие. Со многими из этих актеров вы уже работали, с кем-то планируете работать первый раз. Как проходил кастинг? Как вы нашли, например, Олега Савцова?

Алексей Учитель:
С одной стороны, я ненавижу пробы, но с другой стороны, подхожу к ним крайне кропотливо, так как я дико сомневающийся человек — именно в актерском составе ни в коем случае ошибиться нельзя. Случалось, что после нескольких съемочных дней я был вынужден отказаться от актера. На пробах артист может все сделать блестяще, но на съемках раскрыться по-другому, вступают в дело другие факторы, и химии в итоге не происходит. 
На роль Шостаковича я рассматривал очень многих актеров, но ни один из них по-настоящему не подходил. И вот на одном мероприятии я сидел рядом с Олегом Савцовым, а он известен больше как театральный актер. Я заметил, что он и внешне, и каким-то внутренним обликом напоминает мне композитора. А когда на него надели эти знаменитые очки, то все сошлось. Но еще раз повторюсь — не только внешнее сходство важно, а какое-то внутреннее ощущение, которое сложно описать. Нечасто бывает, что прописанный в сценарии персонаж, его характер, совпадает с человеческими качествами самого актера. На мой взгляд, это дает дополнительное преимущество.



Нина Ромодановская:

Раскройте, кого играет Евгений Цыганов?

Алексей Учитель:
В одном из вариантов сценария была вторая по значению роль доктора — своеобразный прообраз доктора Илизарова, который лечил Шостаковича. Но потом сценарий претерпел серьезные изменения, и я предложил Жене (Евгению Цыганову — Прим. ред.) сыграть неожиданную роль — Тухачевского. В картине это интересный образ — не классический маршал, а, скорее, меценат, покровитель искусств. Это очень яркая и малоизвестная грань характера исторического прототипа: он очень любил искусство, искал таланты, собирал у себя известных творческих личностей. 
При этом я долго не мог найти актера на роль Прокофьева. Пробовал очень известных артистов, был даже близок к принятию решения. С Цыгановым мы лишь обсуждали композиторов, и он тогда сказал, что сыграл как-то Рахманинова, и больше не планирует играть подобные роли. Но, прочитав последний вариант сценария, он неожиданно сам предложил попробоваться на роль Прокофьева. Для хороших актеров очень важна неповторяемость образа, уникальность — Цыганов здесь абсолютно не похож ни на одного из сыгранных им когда-либо персонажей. 
Нина Ромодановская:

В вашей фильмографии много биографических, исторических картин, которые требуют кропотливой и продолжительной работы. Почему вы отдаете предпочтение данному жанру, расскажите про ваш авторский метод «воссоздания истории и отдельных личностей»?

Алексей Учитель:
Да, так сложилось, что я часто берусь за этот жанр, и первая моя игровая картина «Мания Жизели» — это биографическая история о судьбе балерины Ольги Спесивцевой. Потом были «Дневник его жены», «Матильда». Но я делаю картины и других жанров — такие, как «Прогулка», «Космос как предчувствие», «Пленный». «Цой», скорее, тоже притча, а не биографическое кино.
За историю Шостаковича я тоже взялся неслучайно. Меня поразило, что в его жизни соединяются и триллер, и детектив, и экшен, и драма, и другие жанры. 
Нина Ромодановская:

Вам интересно подходить к таким известным личностям, гениям с точки зрения эпохи или это не играет роли?

Алексей Учитель:
Эпоха, безусловно, играет большую роль. Было три великих, всеми признанных композитора в XX веке: Шостакович, Прокофьев, Стравинский. И мне всегда интересно браться за истории слегка сумасшедших людей — не буквально, не в медицинском смысле, конечно. Снимать про людей, которые непредсказуемы в своих поступках: невозможно предугадать, что они сделают в следующую секунду. Такие истории разжигают творческий азарт, с ними интересно работать. 
Нина Ромодановская:

Где проходят съемки картины?

Алексей Учитель:
Большую часть съемок мы проводим в Москве и в Петербурге. Нью-Йорк, естественно, снимаем тоже у нас в стране. Нужно воссоздать на экране и Метрополитен-оперу, и корабль, на котором Шостакович плыл в Америку и который мы, кстати, выстроили в городке Москино. 



Нина Ромодановская:

Давайте поговорим о фестивале Послание к человеку, которому в этом году исполняется 35 лет. Сейчас фестиваль переживает новый виток развития — огромная программа, три конкурса, десять главных площадок Петербурга, на минувшем фестивале все показы проходили при переполненных залах. Можно ли сказать, что в последние годы у аудитории возрос интерес к документальному кино?

Алексей Учитель:
Фестиваль Послание к человеку основан Михаилом Сергеевичем Литвяковым, он и попросил меня в свое время возглавить киносмотр, который на заре своего существования был очень популярен, но потом в силу финансовых и других факторов немного сдал позиции. Мне кажется, нам удалось вернуть ему заслуженную славу, и он вновь стал одним из ключевых культурных событий Петербурга.  Даже в непростые годы все равно удавалось собирать хорошую программу и проводить фестиваль. 
В позапрошлым году подали заявки 46 стран, а в прошлом — и я сначала этому не поверил — 92 страны, в этом — уже 95. Но до ковида у нас был абсолютный рекорд — более 100 стран. В конкурсные программы попадают, конечно, не все, отбор у нас строгий.
На фестивале — три конкурса. В основной международный входят документальные, анимационные и короткометражные игровые картины. Есть национальный конкурс, в который включаем только документальное кино. А есть еще очень популярный конкурс экспериментальных фильмов до 10 минут — здесь каждый показ проходит при переполненных залах. 


Также на фестивале большое количество специальных программ. Проводится колоссальная работа по их составлению, и далее по субтитрированию фильмов, которых бывает около 250.
Фестиваль идет 9 дней, потом подведение итогов на церемонии закрытия, а на следующий день на всех площадках кинофестиваля мы еще раз показываем победившие картины.




Нина Ромодановская:

Как проходит отбор фильмов?

Алексей Учитель:
С большой тщательностью. На фестивале всегда были прекрасные программные директора — раньше Алексей Медведев, которого, к сожалению, уже нет с нами, сейчас программу составляет Михаил Ратгауз. 
Мы очень следим за тем, чтобы отборщики ориентировались не на свои субъективные предпочтения и интересы, а по достоинству и максимально объективно оценивали каждую картину.


Нина Ромодановская:

Если продолжить тему документального кино, то в вашей мастерской во ВГИКе есть правило — студенты снимают каждые полгода по фильму — обязательно один документальный и один игровой. Почему вы его ввели? И как лично вам помогла с точки зрения становления творческого метода работа как в документальном, так и в игровом кино?



Алексей Учитель:
Я до сих пор считаю, что нельзя разделять кафедры на игровое и неигровое кино. Режиссер должен уметь снимать и то, и другое. 
Сейчас у меня уже четвертый набор. Мы теорией не занимаемся. Я сразу говорю студентам, что я продюсер, а они — худсовет. С первого же учебного дня мы вместе рассматриваем заявки, разбираем, и потом они приступают к съемкам. А дипломная работа может быть как игровым, так и документальным проектом. 
В режиссуре первостепенное значение имеет опыт. Когда человек снял 9 картин, то есть пробовал свои силы 9 раз, он точно овладел ремеслом. Более того, учитывая, что я руковожу киностудией РОК, то студенты всегда могут присутствовать на съемках полных метров, прочувствовать все изнутри.  
Я очень горжусь успехами своих студентов и всегда радуюсь их победам. Фильм Таисии Игуменцевой «Дорога на …» стал первой российской картиной, победившей в конкурсе студенческих работ Cinefondation Каннского кинофестиваля. Председателем жюри был один из братьев Дарденн. Победитель этого конкурса со своей полнометражной картиной автоматически попадает в одну из программ Каннского кинофестиваля. 
Картина «Китобой» моего студента Филиппа Юрьева также взяла главный приз в параллельной программе Венецианского фестиваля — Дни Венеции / Giornate degli Autori.
В этом году Рената Джало показывала свой дебют «На этой земле» в программе Роттердамского кинофестиваля. И список можно продолжать.




Нина Ромодановская:

Правда ли, что, начиная с первого набора, вы даете установку студентам, что «надо внутренне настраиваться на то, что будете снимать шедевры, выигрывать на фестивалях»?


Алексей Учитель:

Это первое, что я говорю студентам, да. Правда слово «шедевр» не произношу, но подразумеваю его.
Помню один случай из моего первого набора. Студентка сняла картину про 15-летнюю девочку, которая забеременела и была готова попробовать банджи-джампинг — прыгнуть с моста на резиновом канате — чтобы избавиться от ребенка. И девочка, подойдя к обрыву, не смогла спрыгнуть. 
Получилась потрясающая, сильнейшая картина и сразу взяла Лавровую ветвь за документальное кино.
Каждый курс особенный. Не только я им, но и мне студенты многое дают. Они меня очень заряжают своей энергией и не дают мне утратить контакт с современностью — я все время в курсе настроений молодежи, их страхов, надежд, убеждений.


Нина Ромодановская:

Если говорить о недавних проектах киностудии РОК, фильм «Летучий корабль» стал знаковым для студии в прошлом году, заработав впервые в истории компании свыше 1 млрд рублей. Как начинался этот проект?

Алексей Учитель:
Время диктует свои правила. Прожить на авторских проектах в финансовом плане невозможно. А студия РОК занимается не просто авторскими, а в основном дебютными картинами, это еще сложнее. Бюджеты — крошечные, по большей части состоящие из государственных денег. В дебютантов обычно никто не верит, и нам приходится работать в этих условиях.
В моей жизни происходит много незапланированных событий и поворотов. Так и с «Летучим кораблем». Когда нам принесли сценарий, Фонд кино как раз объявил конкурс сказочных проектов с двумя крупными грантами. Интуиция мне подсказала, что надо участвовать. Для «усиления» проекта одну из ролей я предложил Полине Гагариной, которая не только певица, но и актриса — окончила школу-студию МХАТ. Она мгновенно согласилась на роль и выступила с нами на питчинге. Возможно, именно уверенная, яркая презентация проекта и позволила нам выиграть грант. Фильм мы снимали 4 года. Прошло так много времени, что начинали снимать, как лидеры кинопроизводства, а закончили, уже выбыв из списка. 




Раньше, чтобы войти в число компаний-лидеров, важны были не только коммерческие успехи, но и фестивальные награды за авторские проекты. Это позволило нашей киностудии пополнить список лидеров в первый раз, во второй раз — уже с «Матильдой», которая собрала почти 600 миллионов рублей в прокате. Но чтобы удержаться в составе лидеров, нужно каждый год выдавать масштабный проект. Собрать деньги на большое кино и снять его в такие сжатые сроки не всегда возможно. 
В итоге с «Летучим кораблем» мы собрали больше миллиарда, но могли бы и больше. К сожалению, в первый уикенд произошла ужасная трагедия в Крокусе из-за последствий которой, мы, по оценкам экспертов, как минимум миллиард еще потеряли. Если бы был еще один миллиард, то, думаю, мы бы в прошлом году вновь вошли в состав лидеров кинопроизводства. Хотя результат того года тоже отличный — мы единственные, кто, не являясь лидерами, собрали больше миллиарда рублей в прокате.


Нина Ромодановская:

Каким образом вы отбираете дебюты для поддержки, на что в первую очередь должны обращать внимание дебютанты, чтобы вы взялись за их проект? И как вы распределяете проекты с Ильей?

Алексей Учитель: 
Дебют у Ильи состоялся на фестивале Кинотавр, где он со своей картиной «Огни большой деревни» получил приз за лучший сценарий. Вторым фильмом стала более зрительская история — «Стрельцов», которую также высоко оценили. А свою последнюю картину, которая вышла в прокат в начале апреля, «Батя 2. Дед» он уже снимал не на киностудии «РОК». Он вполне самостоятельный человек, и четко понимает, о чем хочет снимать. И сейчас у него довольно много предложений. 
Илья очень хотел снять кино по мотивам произведения Виктора Астафьева — это история-притча про Великую Отечественную войну. Этот проект — в ближайших планах. 
Что касается студентов, которые хотят запуститься со своим проектом, то их главная беда — в сценариях. Зачастую они слишком невнятные, практически невозможные для реализации. Если мы видим в сценарии потенциал, то можем взять его в работу, помочь довести до ума. 
Когда Рената Джало принесла свой сценарий фильма «На этой земле», он мне показался, даже при всей своей загадочности, совершенно уникальным, своеобразным, ни на что не похожим. История про XVIII век. Денег мало. Оператор — дебютантка. Художник — дебютантка. Вот такую команду мы отправили на съемки. Но когда я увидел готовый материал, то был поражен. Даже мне было непонятно, как можно было за эти деньги снять так качественно и убедительно.




Нина Ромодановская:

А приезжаете ли вы на съемки?

Алексей Учитель:
Я стараюсь не вмешиваться в съемочный процесс. Приезжаю, как правило, один, максимум — два раза. Иногда в первый день. Больше помогаю при подготовке к съемкам — при работе со сценарием, потом с кастингом и выбором съемочной команды. 
Нина Ромодановская:

Давайте поговорим про перспективные планы киностудии РОК, например, какая сейчас идет работа над сиквелом «Летучего корабля».

Алексей Учитель:
Я не слишком хорошо отношусь к продолжениям. Не знаю почему. Но с «Летучим кораблем» все иначе, это наше детище. Сценарий сейчас в разработке.
С сиквелом нас подгоняли и партнеры. И опять же, взявшись за проект и зная финансовую стоимость сиквела, мы как раз надеемся на активное участие всех наших партнеров. 
Нина Ромодановская:

Помимо полнометражного кино на киностудии РОК ведется работа и над многосерийными проектами, например, сериалом «Выстрел» про расследование смерти Александра Сергеевича Пушкина…

Алексей Учитель:
Мне не раз другие студии предлагали снимать довольно интересные сериалы, но я всегда отказывался. Все время работая с полнометражным кино, не хочется ввязываться в сериальное производство. Плюс система работы все-таки абсолютно другая. Поэтому на киностудии не было сериалов, хотя из «Матильды» было сделано четыре серии. Но это из готового материала, поэтому сравнивать нельзя. Впервые мы попробовали работать с многосерийным проектом, взявшись за сериал «Плевако». В него огромное количество усилий и таланта вложила режиссер Анна Матисон, и со своей стороны очень многое на себе вытянула исполнительный продюсер Настя Акопян. Результат получился потрясающий! Премия Ника в номинации Лучший сериал тому подтверждение. 
Сериал «Выстрел» блестяще написан сценаристом Арифом Алиевым, и мы очень надеемся, что проект получит финансирование и мы перейдем к следующим этапам работы над ним.



Нина Ромодановская:

А из студентов вы кого-то сейчас рассматриваете для работы?

Алексей Учитель:
Очень надеемся пройти конкурс в Фонде кино с новым проектом Антона Ермолина «Олеся» по мотивам одноименного произведения Куприна. Дебют Антона «Ниша» собрал много призов, в том числе на фестивале Дух огня в Ханты-Мансийске и многих других.
Фестивальная судьба сейчас разыгрывается и для Стаси Толстой, которая сняла у нас «Семейное счастье» по Толстому. Картина уже получила главный приз на фестивале Литература и кино за лучший фильм-экранизацию, а также приз за лучшую мужскую роль на ММКФ. 
Рауль Гейдаров завершил работу над прекрасным дебютом «День рождения Сидни Люмета» — это его личная, трогательная история. Картина стала абсолютным триумфатором на выборгском фестивале Окно в Европу, где взяла главный приз конкурса игрового кино, приз кинокритиков Пять звезд, а также третье место в номинации Выборгский счет. 
Также сейчас завершает работу над монтажом своей первой картины «О рыбах» еще один из самых талантливых моих студентов Тимофей Анисимов. 
За последние три года на киностудии РОК десять дебютантов сняли свои полнометражные работы. И не стоит забывать, что именно у нас в свое время дебютировали и Дуня Смирнова, и Юра Быков. Мы этим очень гордимся и надеемся, что и дальше будем находить таланты и открывать новые имена в российском кинематографе.

В Москве продолжаются съемки нового масштабного фильма Алексея Учителя с рабочим названием «Шум времени» о композиторе Дмитрии Шостаковиче. Главный редактор портала ПрофиСинема Нина Ромодановская поговорила с режиссером о ходе съемок, о каких главных темах из жизни музыкального гения он желает поговорить со зрителем, о кастинге и работе с актерами, о его уникальном авторском методе, а также о студентах, фестивале Послание к человеку и проектах и планах киностудии РОК. Нина Ромодановская: Главный и первый вопрос, конечно, о вашем новом фильме «Шум времени» о композиторе Дмитрии Шостаковиче. Вы отмечали, что готовили проект более трех лет, почему вы изначально пришли к идее рассказать эту историю? И, наверное, основная проблема, как из всего этого огромного объема материалов о композиторе вычленить что-то, что бы вошло в фильм. Как вы принимали для себя решение, о чем вы будете снимать кино? Алексей Учитель: Готовился к проекту и жил с этой идеей даже больше — около пяти лет. А к разработке сценария приступили три года назад. Когда мы говорим о Шостаковиче, вопрос о том, что должно войти в сценарий, а затем и в фильм — одновременно самый простой и самый сложный. В кино невозможно уместить всю жизнь композитора, даже если снимать сериал. Начиная с детства и до самой смерти в его жизни было колоссальное количество событий, поворотов, связанных и с его близкими, и с профессией, и с болезнями, и, конечно, с любовью. На долю Шостаковича выпало слишком много испытаний, и из этого объема материала создать сценарий оказалось непросто. Мы опустили многие факты из его жизни, особенно связанные с детством, хотя среди них есть блестящие эпизоды, ведь именно тогда музыкальный дар Шостаковича стал впервые проявляться. Одним поздним вечером, когда будущему композитору было около 5 лет, его родители заметили, как маленький Митя стоит, прижавшись ухом к стенке, за которой звучал соседский квартет. У него с детства был поразительный музыкальный слух. Многие работавшие с ним в разное время дирижеры признавались, что на репетиции он всегда мог с точностью сказать, кто из сотни музыкантов фальшивил, когда и какую ноту не взял. Нина Ромодановская: Расскажите, какой стратегии вы придерживались при отборе эпизодов? Алексей Учитель: Главное — определиться, какому пути следовать. Я уже не раз отмечал, что это не будет байопик в чистом виде, это будет история любви. Очень многие творческие люди подпитываются и в жизни, и в творчестве именно этим чувством. Дмитрий Дмитриевич был женат трижды. Первая жена — астрофизик Нина Варзар, с которой у них было двое детей: Галина и Максим, ставший впоследствии известным дирижером. После смерти Нины Шостакович познакомился с Маргаритой Кайновой, работницей ЦК ВЛКСМ, и, не колеблясь, внезапно для всех предложил выйти за него замуж. Этот брак продлился недолго, она была бесконечно далека от творчества мужа. А вот с его третьей женой Ириной Антоновной я несколько раз встречался. У них была большая разница в возрасте, но их союз был очень гармоничным и прочным. Это можно назвать истинной любовью и привязанностью. Ирина Антоновна, прочитав сценарий, все-таки выразила беспокойство о том, нужно ли снимать кино о Шостаковиче, но при этом все равно осторожно поинтересовалась, кто будет ее играть. Снимая кино, я больше всего опасаюсь задеть чувства родственников, это самый тонкий и щепетильный момент. Ведь фильм — это отчасти вымысел, притча о гении; история, которую необходимо прожить в первую очередь эмоционально. Нина Ромодановская: Какие периоды его жизни вы планируете охватить в своей картине? Наверняка многие пласты жизни композитора не войдут в сюжет, от чего вам пришлось отказаться? Алексей Учитель: В фильме будет отражено три периода жизни Шостаковича. Сначала молодость — это большой и подробный блок, потом — резкий переход на 70-е, это уже последние годы жизни композитора. Шостакович был в Америке на гастролях, и там ему поставили диагноз БАС (боковой амиотрофический склероз) — это страшная, неизлечимая болезнь, которая со временем приводит к утрате двигательных функций. Еще один период будет охватывать 1948–1953 годы. От постановления партии правительства, где Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна и ряд других композиторов обвинили в формализме и прочих «грехах», до окончания сталинской эпохи. И вот здесь важно упомянуть еще одну символичную историю, о которой мало кто знает. В день смерти Сталина не стало и Прокофьева. И все дни, пока шло прощание с вождем, было невозможно вынести гроб с телом композитора из квартиры. Поэтому придумали переправлять гроб на тросах по крышам в другой дом, специально для этого вызвали работников Большого театра. Это мощнейший эпизод с самым активным участием Дмитрия Дмитриевича, и он обязательно войдет в картину. Современные технологии позволяют многое сделать при помощи графики, но мы подходим к съемке максимально честно. Нина Ромодановская: Вы уже отметили, что это будет история-притча. Если это притча, то расскажите, какова она будет по структуре и воплощению, о каких главных темах из жизни музыкального гения хотите поговорить со зрителем? Алексей Учитель: Личная жизнь, неважно, в каких аспектах, безусловно, связана с творческими победами или, наоборот, поражениями. Без любви, страданий, потерь, воодушевления и других чувств невозможно обойтись в кино. В биографии Шостаковича есть момент, когда он так и не дошел до Дворца бракосочетаний в назначенный день свадьбы с Ниной. Стоял за углом и не мог сделать ни шага. Спустя некоторое время, когда Нина его простила, они все-таки зарегистрировали брак. Какие чувства остановили его в тот момент — тайна. Некоторые вещи из жизни Шостаковича кажутся экстравагантными, но для меня важно их показать, потому как они повлияли на его поистине неординарное творчество. Впервые резкой критике Шостакович подвергся после редакционной статьи 1936 года «Сумбур вместо музыки», которая в пух и прах разнесла его оперу «Леди Макбет Мценского уезда». Говорят, текст статьи писал чуть ли не лично Сталин. И по тем, и по нынешним временам, эта опера — очень смелое, сложное произведение, с потрясающей музыкальной и визуальной подачей. Она с успехом шла и за рубежом, и у нас в стране более двух лет, но после того, как ее посмотрел Сталин и вышла злополучная статья в «Правде», оперу «прикрыли». После этого Шостакович не писал ничего подобного. Нина Ромодановская: Ведущие роли в фильме исполняют Олег Савцов, Евгений Цыганов, Лев Зулькарнаев, Полина Цыганова, Дарья Балабанова и другие. Со многими из этих актеров вы уже работали, с кем-то планируете работать первый раз. Как проходил кастинг? Как вы нашли, например, Олега Савцова? Алексей Учитель: С одной стороны, я ненавижу пробы, но с другой стороны, подхожу к ним крайне кропотливо, так как я дико сомневающийся человек — именно в актерском составе ни в коем случае ошибиться нельзя. Случалось, что после нескольких съемочных дней я был вынужден отказаться от актера. На пробах артист может все сделать блестяще, но на съемках раскрыться по-другому, вступают в дело другие факторы, и химии в итоге не происходит. На роль Шостаковича я рассматривал очень многих актеров, но ни один из них по-настоящему не подходил. И вот на одном мероприятии я сидел рядом с Олегом Савцовым, а он известен больше как театральный актер. Я заметил, что он и внешне, и каким-то внутренним обликом напоминает мне композитора. А когда на него надели эти знаменитые очки, то все сошлось. Но еще раз повторюсь — не только внешнее сходство важно, а какое-то внутреннее ощущение, которое сложно описать. Нечасто бывает, что прописанный в сценарии персонаж, его характер, совпадает с человеческими качествами самого актера. На мой взгляд, это дает дополнительное преимущество. Нина Ромодановская: Раскройте, кого играет Евгений Цыганов? Алексей Учитель: В одном из вариантов сценария была вторая по значению роль доктора — своеобразный прообраз доктора Илизарова, который лечил Шостаковича. Но потом сценарий претерпел серьезные изменения, и я предложил Жене (Евгению Цыганову — Прим. ред.) сыграть неожиданную роль — Тухачевского. В картине это интересный образ — не классический маршал, а, скорее, меценат, покровитель искусств. Это очень яркая и малоизвестная грань характера исторического прототипа: он очень любил искусство, искал таланты, собирал у себя известных творческих личностей. При этом я долго не мог найти актера на роль Прокофьева. Пробовал очень известных артистов, был даже близок к принятию решения. С Цыгановым мы лишь обсуждали композиторов, и он тогда сказал, что сыграл как-то Рахманинова, и больше не планирует играть подобные роли. Но, прочитав последний вариант сценария, он неожиданно сам предложил попробоваться на роль Прокофьева. Для хороших актеров очень важна неповторяемость образа, уникальность — Цыганов здесь абсолютно не похож ни на одного из сыгранных им когда-либо персонажей. Нина Ромодановская: В вашей фильмографии много биографических, исторических картин, которые требуют кропотливой и продолжительной работы. Почему вы отдаете предпочтение данному жанру, расскажите про ваш авторский метод «воссоздания истории и отдельных личностей»? Алексей Учитель: Да, так сложилось, что я часто берусь за этот жанр, и первая моя игровая картина «Мания Жизели» — это биографическая история о судьбе балерины Ольги Спесивцевой. Потом были «Дневник его жены», «Матильда». Но я делаю картины и других жанров — такие, как «Прогулка», «Космос как предчувствие», «Пленный». «Цой», скорее, тоже притча, а не биографическое кино. За историю Шостаковича я тоже взялся неслучайно. Меня поразило, что в его жизни соединяются и триллер, и детектив, и экшен, и драма, и другие жанры. Нина Ромодановская: Вам интересно подходить к таким известным личностям, гениям с точки зрения эпохи или это не играет роли? Алексей Учитель: Эпоха, безусловно, играет большую роль. Было три великих, всеми признанных композитора в XX веке: Шостакович, Прокофьев, Стравинский. И мне всегда интересно браться за истории слегка сумасшедших людей — не буквально, не в медицинском смысле,

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Плеер также доступен на телефоне и планшете и на Android с поддержкой HLS,iPhone и iPad под управлением iOS.
Комментарии (0)
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
ДОБАВИТЬ БАННЕР