Антон Богданов: «Кино должно не только развлекать зрителя, но и вдохновлять» - «Интервью»


7 августа в российский кинопрокат вышел фильм «Иван Семенов. Первый поцелуй» — это заключительная часть трилогии про Ивана Семенова. Продюсер Антон Богданов рассказал, с чего начиналась франшиза про неутомимого фантазера и хулигана Семенова и его друзей, про другие проекты кинокомпании Проспект мира, недавно отметившей свой первый юбилей, про важность социального посыла и юмора в кинокартинах и многое другое.
Корреспондент:
С 7 августа в кинотеатрах можно увидеть заключительную часть трилогии про Ивана Семенова «Иван Семенов. Первый поцелуй». Расскажите, с чего все начиналась и как франшиза «повзрослела»? И почему решили доверить третью часть другому режиссеру?
Антон Богданов:
Премьера третьей части фильма про Ивана Семенова для нас большое событие! Это наш главный продукт, на котором строилась и росла компания Проспект мира. Первые две части я снимал самостоятельно, а третью физически не успевал, потому что был занят на другом большом и очень важном проекте «Красавица» о блокадном Ленинграде. Третью часть решено было доверить замечательному режиссеру Кириллу Седухину.
Герои франшизы «Иван Семенов», конечно, прилично выросли, делать разницу в год между выходом разных частей франшизы у нас не получилось — с третьей частью мы немного подзатянули, поэтому у нас получилось подростковое кино. Мне кажется, нам даже удалось успеть «в последний вагон взросления» наших геров. Мы всегда старались писать сценарий, исходя из возраста персонажей истории, следуя нога в ногу с ними, чтобы не пришлось искусственно «занижать» их интересы, их переживания, их мысли. Поэтому и в этот раз у нас получилась очень живая, актуальная история.
Начиналось все очень амбициозно — с великой книги «Многотрудная жизнь Ивана Семенова» Льва Давыдычева, которая была очень популярна в моем детстве, и мы решили ее реанимировать, ведь тема очень актуальна и сегодня. Изначально было понятно, что главным героем лучше сделать не второклассника, а пятиклассника. Так и приступили к адаптации сценария для первой части. И так «родился» сам Иван Семенов и его друзья, к которым мы возвращаемся с третьей частью, финальной.
Корреспондент:
У фильма изначально было другое название, почему решили его поменять незадолго до проката?
Антон Богданов:
Да, рабочее название было «Иван Семенов: Полный каяк», которое определенно привлекало внимание, но не совсем отражало тему и главный посыл истории. Более того, не все сразу понимают, что такое «каяк», да и путают со словом «каюк», а это тогда как будто и не положительная история вовсе.
Посмотрев монтаж картины и переработав материалы, мы уверились в том, что превалирует здесь, конечно, не тема спорта и соревнований, а тема взросления, подростковой любви, первого поцелуя.
Корреспондент:
Вы отметили, что франшиза про Ивана Семенова — ваш главный продукт, на котором строилась и росла компания Проспект мира. В этом году ваша компания отметила свой первый юбилей — 5-летие. Что удалось сделать за это время? Какие цели ставите перед компанией на следующее 5-летие?
Антон Богданов:
За годы работы добились многого и продолжаем набирать обороты. Не раз слышал от коллег по киноцеху, что у нас был очень стремительный взлет, а слова признания и поддержки всегда очень приятно слышать.
Компания у нас пока не слишком большая, но коллектив очень сплоченный и дружный, работа строится на полном доверии — меня окружают люди, с которыми я вместе очень много лет, которых я притянул к себе в Проспект Мира, и они пошли за мной.
За пять лет мы выпустили три полнометражных фильма — «Нормальный только я», два фильма франшизы про Ивана Семенова — «Школьный переполох» и «Большой поход», одну серию из альманаха «Елки-8», документальный киноальманах «КиноДобро», который продолжаем делать. Сейчас выходит «Иван Семенов: Первый поцелуй». На монтаже — мой следующий полнометражный фильм «Красавица» с приличным бюджетом и господдержкой. В этом году на питчинг Фонда кино также подаем еще один крупный проект компании — спортивную драму «Команда», основанную на реальных событиях.
Проспект мира старается работать с реальными историями, которые не только будут вдохновлять, но и завоевывать зрительскую любовь, которые можно будет пересматривать из года в год.
Насчет планов на ближайшие 5–10 лет сложно сказать, иногда проекты появляются внезапно. Как, например, получилось с фильмом «Команда». Про футбольную команду из детского дома в Красноярске я узнал совершенно случайно, общаясь с коллегами на кинорынке два года назад. В этот же вечер уже созвонился с Красноярском и сказал, что хочу снимать про них кино.
Корреспондент:
А чем вас так зацепила эта история, что вы решили так сразу взяться за нее?
Антон Богданов:
Мне кажется, в настоящее время очень мало вдохновляющих историй, все стараются сконцентрировать силы лишь на максимально развлекательном контенте. И это тоже неплохо, но лично я, как человек, выросший на советском кинематографе, считаю, что кино должно не только развлекать зрителя, но и учить чему-то, вдохновлять, направлять.
«Команда» — как раз абсолютно вдохновляющая история про красноярский детский дом, точнее про футбольную команду из его воспитанников, собранную одним красноярским бизнесменом. Он создал команду в 2014 году, и они стали чемпионами мира по футболу среди команд детских домов, а в 2016 году повторили этот успех и дошли до встречи и с президентом, и с одним из самых титулованных футболистов мира — Роналду. Это потрясающая история о том, что ты можешь добиться всего, чего хочешь.
Корреспондент:
Сейчас идет подготовка к съемкам, ездили ли вы уже на просмотр локаций в Красноярск?
Антон Богданов:
Сейчас мы в первую очередь ждем подтверждения поддержки от Фонда кино. А уже потом будет первый скаут, надеюсь, в сентябре. А в феврале планируем войти в съемочный процесс. Работа над проектом идет вовсю — есть несколько предварительных подтверждений от двух народных артистов, которые согласились играть в этой картине. Кастинг на роли спортсменов тоже идет — несколько молодых актеров очень горят этой историей, но с каждым из них еще будет полноценное прослушивание, читки сценария.
Корреспондент:
Учитывая, что сейчас у Проспекта мира сразу несколько проектов в разработке одновременно, то можно говорить о том, что план на ближайшие годы — это реализовать все эти проекты? Можете ли рассказать о том, что еще в работе?
Антон Богданов:
Глобальных проектов — полных метров с большой промокампанией и широким прокатом — у нас сейчас четыре, два из них только на начальной стадии разработки. В среднем планируем выпускать один большой проект в год. Есть несколько более развлекательных и менее затратных проектов — это, как мы их называем, народные комедии, легкие и понятные, как наш фильм «Джентльмен неудачи».
Также мы смотрим и в сторону многосерийных проектов, хотя и не очень любим на них специализироваться. Сериалы — отдельный формат, требующий специальной подготовки. Прошлым летом я снимал 12-серийный сериал «Чудо» для платформы Premier с Филиппом Янковским и Данилом Стекловым в главных ролях. И это, конечно, совсем иной режиссерский опыт. Я предпочитаю основательно готовиться к съемкам, погружаться в процесс полностью. И за смену выдавать 2,5−3 минуты материала, а не 7−10, как того требует сериальный формат. Что-то упускается, на что-то закрываются глаза. В работе над сериалом, безусловно, скорость и ритм другие. Есть спринтеры, а есть марафонцы. Вот над сериалом работают «спринтеры»: ворвался в проект, быстро снял, прибежал к финишу и побежал дальше. А работа над полным метром — это протяжной марафон, который требует намного более продолжительной работы на каждом этапе.
Но, стоит заметить, что сериал получился отличный — яркий и смешной, очень понравился зрителям на фестивале Пилот.
Корреспондент:
Сериал «Чудо» на платформе Premier стартует уже в октябре, и это, кстати, ваш дебютный режиссерский проект именно в формате сериала. Расскажите об этом опыте работы с онлайн-платформой. И в чем еще сложности в съемках сериала, а не полного метра, помимо «спринтерского ритма»?
Антон Богданов:
В основном, сериал — это заказ. Заказ от онлайн-платформы, или от ТВ, или от ИРИ. То есть нужно априори понимать, где выходит продукт, и в зависимости от этого подходить к материалу. Если это телевизионный сериал, то есть некоторые цензурные ограничения. По моему опыту их не было в режиссуре, но не обошлось без них на стадии сценария, монтажа и даже музыкального оформления. Это в первое время выбивает из колеи, но в итоге мы нашли общий язык с коллегами, ведь все стараются на благо продукта, а не во вред. Этот опыт научил многому — прислушиваться и по-настоящему слышать своих коллег, партнеров, принимать правки. Главным бонусом стало присутствие креативного продюсера на площадке — в помощь режиссеру: из-за большого количества материала иногда сложно вспомнить какие-то тонкости сценария, которые важны для реализации той или иной сцены. Здесь тандемная работа с креативным продюсером просто необходима. И мне особенно повезло с креативным продюсером — Сережей Левитаном. Мне было с ним очень комфортно работать, он мог подстраховать при любой возможности.
Корреспондент:
Вернемся к полнометражному кино. Еще один ваш режиссерский проект — фильм «Красавица» про блокадный Ленинград выйдет в кинотеатрах 19 февраля 2026 года. Военная драма основана на реальной истории и совершенно не похожа на ваши остальные комедийные проекты. Насколько вам тяжело было реконструировать события и декорации блокадного времени, в том числе Ленинградского зоосада?
Антон Богданов:
Да, к работе над проектом пришлось подходить в разы более детально и скрупулезно. В первую очередь мы понимали, с кем хотим снимать этот фильм. В проект пригласили лучшего оператора России — Мишу Милашина. Затем я взялся за доработку сценария — практически полгода прорабатывал каждую сцену, доводил до совершенства, продумывал каждый момент в этой истории. Потом мы с командой уже переехали в Петербург на Ленфильм, каждый день с Мишей по несколько часов делали раскадровки фильма — в итоге вышло более 900 набросков. Была проведена тотальная предварительная работа.
А с кастингом вышла смешная история. Практически все актеры сниматься отказались, возможно, испугавшись военной тематики. Мне пришлось позвонить каждому и лично рассказать, какая боль и сила заложена в каждом персонаже, какой свет заложен во всей этой истории. И в итоге все — Юлия Пересильд, Стася Милославская, Виктор Сухоруков, Иван Добронравов и другие — согласились.
У нас сложилась классная команда, работа шла прекрасно. На сегодня это самый масштабный проект компании Проспект мира. Мы не смогли реконструировать зоопарк, решив, что нужно строить для съемок собственный — получился практически один в один идентичный Ленинградскому зоопарку 1941 года. С этим сложностей не было, скорее, больше пугала работа с животными на площадке, она всегда может быть непредсказуемой, особенно учитывая, что одним из героев был огромный бегемот. Но нам повезло. Практически все вели себя очень покладисто.
Работу в кино можно сравнить со спортивными соревнованиями — чем больше к ним готовишься, тем они проходят легче. Поэтому колоссальная подготовка оказалось очень значимой для этого проекта.
Корреспондент:
Стоит упомянуть и про короткометражный альманах «КиноДобро», который вы снимаете в регионах. Какие регионы уже успели охватить? Есть ли план максимум снять про все регионы страны, и если да, то за какое время и что необходимо для реализации?
Антон Богданов:
Пилотный проект мы снимали в Перми — регион заказал пять короткометражек. Они получились очень трогательные. В фильмах были задействованы много артистов — народный артист Виктор Сухоруков, Ольга Лерман и другие. Мы привлекли к проекту и знаменитых режиссеров и операторов, таких как Алексей Нужный, Игорь Гринякин. После Перми снимали про Архангельск. В проекте снялись я, Иван Добронравов, Юрий Коробейников, Владимир Стеклов, Слава Копейкин и другие. Артисты очень охотно подключаются к подобным проектам, потому что прекрасно понимают их важность.
Короткометражные фильмы «КиноДобро» продолжительное время показывают на бортах авиакомпаний Россия, Аэрофлот и других. Впереди еще есть ряд заинтересованных регионов, однако сейчас мы немного притормозили с проектом, но держим его в голове. «КиноДобро» требует тотального и оперативного погружения и кропотливой работы по очень разрозненным материалам, которые в итоге нужно собрать в единый фильм. Сейчас находимся на стадии переговоров с Тюменью, Сыктывкаром, Владивостоком и Кировым.
Корреспондент:
В июне на ТНТ стартовал показ сериала «Второй брак», где вы исполнили одну из главных ролей. Ранее, весной, в прокат вышел «Кракен», сейчас идут съемки «Сказки о царе Салтане», где вы также исполняете одну из ролей. Как вы выбираете проекты для участия как актер и на что принципиально обращаете внимание? И можно ли сказать, что вы сейчас бОльший упор делаете все-таки на режиссерско-продюсерские проекты? Как расставляете приоритеты?
Антон Богданов:
Чтобы не терять хватку, мне нужно все равно оставаться в профессии, поэтому, даже работая над режиссерско-продюсерскими проектами, актерство окончательно я для себя не закрыл. Однако есть одно «но»: сейчас не беру больших проектов, которые повлекут за собой 40-50 смен и полностью «выключают» тебя из остальных проектов. Поэтому в последнее время чаще появляюсь в эпизодических ролях, особенно если хороший материал на 10-12 смен, то с радостью соглашаюсь.
Что касается сериала «Второй брак», то на съемки я согласился очень опрометчиво, так как думал, что формат скетч-кома окажется достаточно быстрым в реализации. Но все оказалось не так просто — и июль-август 2024 года я практически жил на Мосфильме.
Не могу сказать, что на сериальные проекты я больше соглашаться не буду — все зависит от занятости и, конечно, от сценария, от истории. Главное, чтобы актерская работа не вредила моей режиссерско-продюсерской деятельности.
Корреспондент:
Вы как-то отметили, что «хороший режиссер даже в любую развлекательную картину обязан заложить социальный посыл», но при этом «в нашей стране гораздо быстрее понимают проблему через призму юмора, чем через драму». Можно ли объединить два эти принципа в одном фильме, и как, на ваш взгляд, «работает» кино со зрителем?
Антон Богданов:
Именно на этих принципах и строится великая сатира, не только в кино, но и в литературных произведениях, например, у таких писателей, как Михаил Зощенко и Ильф и Петров. Даже с древних времен при дворе был шут, изречения которого не просто высмеивали проблемы, но и подчеркивали их. Это не шутка ради шутки. В каждой шутке должен быть смысл, зачастую глубокий. Именно поэтому на многие проблемы необходимо смотреть через призму юмора.
Мне важно сочетать эти принципы в кино. Каждый проект компании Проспект мира наполнен социально-значимым контекстом, и развиваться продолжим в этом направлении — не просто развлекать юмористическим контентом, а стремиться донести до зрителя нечто важное. Сочетать это непросто, но мы не ищем легких путей!